Школьник из Петербурга создал профсоюз для борьбы учеников за свои права. Ему угрожают отчислением и прокуратурой
После первого же собрания организации десятиклассника вызвали к директору.
Леонид Шайдуров Фото с личной страницы во «ВКонтакте»
Ученик 10-го класса гимназии №622 в Санкт-Петербурге Леонид Шайдуров рассказал TJ, что в начале ноября создал профсоюз учащихся своей школы. В него вступило 170 человек, но после первого же собрания школьники столкнулись с давлением со стороны администрации.
Как школьник придумал профсоюз
Шайдуров рассказал TJ, что придумал организацию «Ученик», когда изучал профсоюзный органайзинг. Ему понравилась идея такой структуры и он подумал, что её можно использовать не только на предприятиях, но и в других «социальных институтах». Шайдуров отметил, что не считает свою организацию профсоюзом, хотя цели и методы работы у неё идентичные.
Если у нас возникает проблема, то нас игнорируют и отсылают в какой-то совет старост, где обсуждаются вопросы, которые нас не касаются или не интересуют. Например, какую ёлку поставить к Новому году.
По словам Шайдурова, сначала он провёл несколько неформальных встреч с теми, кого заинтересовала его идея. После этого к «Ученику» присоединились 30-40 человек.
Школьники решили провести первое собрание на футбольном стадионе, чтобы обсудить дальнейшие планы и сформировать конкретные цели и задачи организации. Шайдуров отметил, что на встречу пришло около 30 человек и она была неформальной.
На собрании члены организации сформировали планы «Минимум» и «Максимум». Первый план содержал четыре пункта и касался только 622 гимназии, а второй нацелен на межрегиональный уровень.
Ученики требовали, чтобы школа перестала нарушать «регламент проверки знаний и очередности уроков»: не ставила больше трёх контрольных, самостоятельных или проверочных работ в один день, а также не более двух повторяющихся подряд уроков. По словам Шайдурова, эти правила регулярно нарушались.
Также школьники хотели, чтобы школа устранила «совет старост» и меньше контролировала внешний вид учеников, например, не обращала внимания на серёжки или цвет волос. При этом члены профсоюза не требовали отмены школьной формы.
По словам десятиклассника, сначала члены организации хотели добиться исполнения требований «гуманистским» путём, не прибегая к радикальным методам. В итоге ситуация заставила школьников действовать иначе, отметил Шайдуров.
Реакция школы
Собрание организации на футбольном поле руководство школы восприняло как митинг и акцию протеста. После этого Шайдурова вызвали к директору, которая пригласила абсолютно всю администрацию заведения.
Директор сняла меня с пятого и шестого уроков, то есть прервала мой учебный процесс. Она сказала: «Шайдуров, ты заигрался, не нужно тут из себя лидеров строить».
По словам десятиклассника, сначала беседа проходила спокойно и он объяснил, что дело не в лидерстве, а в идее улучшения учебного процесса. Потом разговор перешёл в эмоциональное русло: Шайдуров утверждает, что директор начала прямо его оскорблять и кричать.
Я не привык разговаривать на повышенных тонах и перекрикивать, поэтому спокойно выслушал её провокации. Она говорила, что напишет на меня заявление в прокуратуру, в психбольницу сдаст и я буду работать дворником.
Старшеклассник считает, что угрозами директор рассчитывала его запугать и унизить, чтобы он «забился в угол» и прекратил что либо делать. Однако разговором с Шайдуровым давление руководства гимназии не ограничилось.
Директор не знала, кто состоит в организации, и, видимо, решила, что это все старшеклассники. Она начала выборочно вызывать 9,10 и 11-классников и играть в «морской бой», грубо говоря. В итоге некоторые люди отвалились, потому что администрация на них очень сильно надавила.
Кроме этого, директор дважды вызвала в кабинет мать старшеклассника, которая работает педагогом в той же школе. Сначала руководитель гимназии сказала ей, что «мальчик идёт не тем курсом», а затем, что Шайдуров больше не может учиться в школе и семья должна забрать документы.
Она [директор] меня считает лидером каким-то, хотя я считаю себя сугубо инициатором этой идеи, которую многие поддержали. Потому что лидерская организация она рано или поздно распадается, когда лидер уходит или с ним что-то случается. А если всё построить на принципах демократического централизма, на принципах решения большинства, то это поменяет перспективы организации и её действия.
На момент написания заметки Шайдуров всё ещё числится в школе, однако пока находится на больничном из-за проблем со здоровьем. В гимназии №622 подтвердили TJ, что у них есть такой ученик, но отказались от комментариев и перенаправили к пресс-службе администрации Выборгского района. Там не смогли оперативно дать комментарий.
Дальнейшие планы профсоюза
Угрозы директора не остановили Шайдурова, он рассказал, что организация просто сменила «методы борьбы»: обратилась в СМИ за помощью и начала действовать более радикально. Профсоюз также разработал план «Максимум», согласно которому хочет выйти на межрегиональный уровень.
Члены организации начали создавать её представительства в других школах. На момент написания заметки в «Ученике» состоит 170 человек только из 622 гимназии, но Шайдуров рассчитывает, что число участников вырастет до 600-700 человек.
В ближайшее время члены организации планируют устраивать забастовки с остановкой учебной деятельности, чтобы их услышали. Как рассказал Шайдуров, для этого им требуется помощь учителей, но они пока не поддерживают школьников.
Мы с ними [учителями] на одной стороне баррикад. Пока они занимают нейтральную сторону, потому что очень уязвимы: директору ничего не стоит их уволить. Но мы планируем добиваться их поддержки.
#истории #интервью #образование